.

.

суббота, 23 января 2016 г.

Музейные приключения - страсти по Серову (впечатления очевидца).

      Пресловутая выставка Серова... "Лучше поздно, чем никогда?"
      Не сходила я до Нового года, пришлось запланировать поход на четверг 21 января. И угораздило же меня прийти туда после визита Президента (когда ринулись и те, кто про выставку до этого не слышал) ;))
      Валентина Серова я знаю с раннего детства, а осознала его своим любимым художником еще в юности, люблю его до сих пор; конечно, помню выставку 25-летней давности; конечно, читала про него разную литературу... и так далее и так далее. И как не пойти на такую крупную сборную, хорошо продуманную выставку?







      Увы, по разным причинам, поход отложился на самый конец перед закрытием выставки. В результате получилась эпопея хождения по музейным мукам )))
      Пришла утром 21 января вроде не поздно - в 11-м часу. От метро по Крымскому валу шла в толпе людей; уже с легким испугом:  неужели все туда - какая же там уже очередь? При проходе через ворота парка "Музеон" увидела очередь, хвост которой вился посредине между углом здания ЦДХ/ГТГ и воротами - и похолодела. И это было лишь первое моё "похолодение" )))




Очередь на выставку утром 21 января.



      Времени впереди было много, поскольку по четвергам Галерея открыта до 21 часа, я встала с твердой решимостью стоять до конца. Конца пришлось ждать дооооооолго. Удивляться по анекдоту "Ну ладно я еду к тете, но они-то все куда?" не приходилось, наоборот, радовало, что людям интересна живопись, живопись прекрасная, наша - родная (а не просто заезжий модный автор), картины одухотворенные, чудесный внутренний мир замечательного художника.
Это понимали все стоящие в длиннющей очереди, и ворча немного по поводу неудобств и мороза, не сердились друг на друга, но обсуждали живопись и выставки, делились впечатлениями от разных музеев, подменяли друг друга, периодически ходя греться и советуя друг другу, куда лучше зайти. Перемерзнув на 10-градусном морозе, всё равно шутили над собой и ситуацией. Две стоявшие по соседству со мной женщины решились для тепла скатиться с высокой, расположенной неподалеку горки и взбодрили очередь задорным визгом во время "полета".
      Можно было бы, пожалуй, сказать, что долгое стояние в очереди на выставку очищает и закаляет дух  ))))))  Слабых духом и телом там, особенно в мороз, нет ;)


      Вышло так, что я попала в тот самый день шоковых очередей и сноса дверей посетителями. А получилось так. Особенность "четвергового стояния" была в образовании двух очередей! Одной - обычной, тянувшейся вдоль здания ГТГ в сторону ворот, и второй, завернутой спиралью на площадке перед входом - людей с электронными билетами, купленными заранее и, естественно, надеявшимися пройти внутрь быстро. Увы, им тоже пришлось стоять часа по два - внутрь пускали через две разные двери порциями - попеременно то из обычной очереди, то из электронной, и с приличным интервалом. Честно говоря, людям с электронными билетами я сочувствую. Именно "электронщики" вечером так наперли на дверь, когда в 20:00 её закрыли у них перед носом, объявив, что вход на выставку прекращен, что снесли её с петель! Дело в том, что в электронном билете обозначена дата входа на выставку, и в другой день по этому билету зайти нельзя. Получилось же, что билеты были проданы на этот день, а вход обеспечен не для всех купивших эти билеты. Это, пожалуй, большая недоработка организаторов выставки - такие вещи следует просчитывать; нельзя продавать бесконтрольное количество билетов, не соотнося их с общим количеством посетителей.
Вечером в четверг об этом инциденте даже сообщили по телевидению, а в пятницу усилили охрану и, как сообщают, устроили пункты обогрева и бесплатные "полевые кухни". Эх, жаль такого не было при мне - мы грелись в магазине для художников и багетной мастерской, где бедняги-сотрудницы с трудом терпели толпящихся "прохожих" и врывающийся в дверь холод. (Ну, рукодельницы-то везде найдут для себя что-то полезное - я и из салона ушла не без покупки, и в багетке кое-что присмотрела и уточнила).


      Итог вышеописанного: стояние в очереди на морозе в течение 3 ч 15 мин на (кто пришел на полчаса позже, стояли 5 часов!!!) и вот я, заледеневшая, внутри - ура!
      Еще час с лишним - на "сугрев", дозаправку (чай/кофе/булочка) и очереди  (а куда ж без них!) в гардероб и женский туалет, и после этого уже на ватных ногах (упал-отжался!) - 4 часа выставки.








      Толпы народу. Экскурсии разного размера ходят туда-сюда, внимательно (!) слушая сотрудников Галереи, рассказывающих не стандартно, а очень интересные вещи. Посетители через одного - с аудиогидами.  Фотографировать нельзя, и служительницы стараются изловить нарушителей, но народу так много, что в толпе просто невозможно заметить всех, кто делает снимки. Девочка с персиками сидит, окруженная самой густой толпой. Народ внимательно разглядывает всё - и живопись, и рисунки, и даже документы (обычно они не вызывают какого-то особенного интереса, но тут люди даже читают письма в витринах).
В общем, огромное количество народу на выставке хоть и утомляет, но в глубине души я рада и довольна, что люди видят эти картины, и каждый из пришедших - по мере сил и понимания - приобщается к чудесным творениям Валентина Серова. Это же замечательно! Ради этого я готова терпеть и очереди и неудобства.


      О работах Серова говорить особо не буду, всё уже есть и в каталогах, и в интернете, скажу лишь, что открыла для себя еще два прекрасных женских портрета; один из них - портрет княгини Юсуповой из Нижегородского художественного музея (была там, но этого портрета не помню - может, был в запасниках?):




(грешна, сделала снимок украдкой)



      Полюбовалась на свои любимые картины, что-то в них увидела новое, вспомнила юность, когда была совершенно очарована некоторыми из них... Как хорошо, что в мире существует живопись. Иметь глаза и видеть её - одна из составляющих счастья.


      Домой пришла к 10 вечера. Приползла. Никакая совсем. Но довольная.
      Что ж...Лет пять назад на выставке Тёрнера было хуже - стояла меньше, но на морозе -15, а толпы в небольших залах Пушкинского музея были такие, что невозможно было просто протолкнуться, чтобы пройти.


      И всё-таки: "Ума у нас нет!" - как говорил Матроскин - почему раньше не сходила спокойно?! И в голове "одна мысль, одна мысль преследует меня" - никогда больше ВОТ ТАК, только заранее и вовремя!   Ну-ну, посмотрим ))))




Вечер трудного дня.

9 комментариев:

  1. Маш, я не пошла. Потому что я не понимаю этого сумасшествия - стояния в дикой очереди и потом хождения по залам в дикой толпе((( Для меня это убивает смысл выставки и посещения музея. Музей - это твое индивидуальное общение с картиной, а если рядом стоит двадцать-тридцать человек и я вместе интима с автором вижу лысину соседа или громкий шепот окружающих... Не хочу. Я капризная? Нет, просто я избалована шикарными фотоальбомами "доперестроечного" издания. И Серов у меня есть толстенный, и не один... И этот портрет нижегородский там есть... И качество этого альбома изумительное. Но я действительно капризная и избалованная... Поэтому я не пошла. Толпу не люблю. Просто ненавижу. Любая очередь сегодня для меня табу. А тут без очереди не было, ни осенью, ни зимой... Поэтому я и не пошла. Увы, Серова я буду смотреть спокойно в Третьяковке (как и раньше)и в Русском музее. Без толпы, без ажиотажа, с нашим с ним "интимом")))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саш, я тебя прекрасно понимаю ))) Я вот так же развернулась и ушла несколько лет назад, когда была выставка в ГТГ из Музея Орсэ, и очередь - на три часа. И Серов у меня тоже есть, и не один. И привычка со студенческих лет быть наедине с картинами... Но, но, но... Для любимого художника сделала исключение.
      И еще - просто не ожидала, что столько будем стоять, поначалу очередь довольно быстро двигалась - я ж рано пришла. Ну а потом уже втянулась, видно )))
      И ты знаешь, "мои" все успели сходить осенью и в декабре, когда не то что очередей, но и в принципе народу было немного - вполне умеренно. Так что - было, было. Это сейчас ажиотаж а его еще СМИ раздувают.
      Я тут во ВКонтакте поделилась кратко впечатлением со знакомыми, так мне аж с 1-го канала написали - не поучаствую ли я в интервью как очевидец. Вот и кажется всем, что там чуть не смертоубийство. А так - вполне интеллигентная очередь, даже приятно было пообщаться - и с бабушками, и с девушками, и с режиссером одним, и с женщиной-реставратором - где ещё такое общество ;))) Нет, впечатлений у меня от Серова масса )))))

      Удалить
    2. Вот понимаешь, этот дикий ажиотаж меня и расстроил... Я планировала сходить в осенние каникулы, но мы уехали из города, а то, что творилось в выходные дни меня пугало. И еще очень странно и порой обидно было наблюдать как все зависали у девочки с персиками, когда она спокойно все дни висит в Лаврушенском)). Мне не нравится "раскручивание" тем. Ох, лишили меня Серова)).

      Удалить
  2. Я восхищаюсь Вами, я бы так не смогла стоять на морозе! И спасибо за рассказ о выставке:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ана, я сама от себя не ожидала такой выносливости ))) Спасибо, собственно о самой выставке-то немного получилось, скорее о приключениях вокруг неё ;)

      Удалить
  3. Я аж разволновалась, Мария! Но всё время, пока читала, слышала внутренний голос: Вот это тяга к искусству!
    Серова люблю! Спасибо, что написала - пересмотрю его творения хотя бы на экране компа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, в общем я тебя развлекла саспенсом из жизни любителей живописи, ага? ))) Сама сейчас вспоминаю - забавно, как всё это было. Спасибо тебе, что так мне посопереживала!
      Я рада, что мои приключения лишний раз поспособствуют полюбоваться Серовым - собственно, это ж и есть самый лучший результат. Приятных встреч с картинами, Таня!

      Удалить
  4. Ну и я как все - когда было тепло и безлюдно, я ж не пошла, хотя еще летом решида, что обязательно! А теперь уж и не пойду - боюсь я такого геройства не потяну.
    Маш, а ты молодец! Прекрасно, что всё выдержала и попала. Умница.
    Серов прекрасен, безусловно. Утешаю себя тем, что в основной Третьяковке, говорят, будет расширенная экспозиция. Конечно, не всё, что на этой выставке, но хоть как-то прикоснуться.
    Эх, балда я, балда! Осень же была такая тёплая,и на выставке очереди не было вообще!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлечка, спасибо за комплимент ))) Только я себе те же слова оворю, что и ты - прямо как в зеркало - "балда, балда" и т.п.! Вот то же самое - такая теплынь стояла и народу умеренно, нет, мне ж надо было дотянуть до последнего. Если б хоть на день позже, услышав про все эти страсти - я б уже тоже не рискнула идти, даже с учетом полевых кухонь )))
      По ТВ в новостях одна дама из уже пятничной или субботней очереди очень точно сказала с улыбкой про очереди на морозе и прочее - "ну, это такая наша народная забава". Вот точно ))))))) Я так всё и воспринимаю.
      А так - да, конечно, основные вещи ведь висят в Третьяковке и в Русском музее, почти всё - знакомое, просто уже самим надо будет сопоставлять его работы в голове, бывая в каждом из музеев и просматривая альбомы.
      Они там еще несколько масштабных выставок готовят в этом году - не буду так затягивать больше!

      Удалить