.

.

воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Место, "где всё это началось"... Петербург и 100-летие революции.

                                                                                            "Ночь бездонна, и длится, длится                                                                                              Петербургская чертовня... 
                                                                                             В черном небе звезды не видно,
                                                                                             Гибель где-то здесь, очевидно,
                                                                                             Но беспечна, пряна, бесстыдна
                                                                                             Маскарадная болтовня..."




      Однажды в школе мы писали сочинение о своих предках - дедушках, прабабушках и так далее, по свободному выбору. Было нам лет по 12. Наша русичка, по совместительству парторг школы и наша классная руководительница, торжественно зачитала перед классом "самое лучшее" и образцово-показательное сочинение мальчика, описавшего, как его дед на Урале участвовал в революционном движении в 1917 году.
      Я, написавшая в своем сочинении о деде-инженере, повоевавшем в первую мировую, а потом вернувшемся в свое КБ, тогда впервые задумалась, как чувствовали себя люди в революцию. Вокруг всё бурлит, народ бегает на митинги, кричит на улицах, происходит большая, как сейчас бы сказали, "движуха" - что же чувствует обычный человек среди всего этого? КАК  существовать во всем этом? Бегать увлеченно вместе со всеми или смотреть из окошка?


      Примерно так я и задала папе свой вопрос. Что же делал дедушка среди всего этого?
Папа улыбнулся и сказал спокойно всего два слова: "Он Работал".
Всё, этих двух слов мне хватило, тогда я поняла что-то очень важное для себя, чем и руководствуюсь всю мою жизнь. И к революции отношение у меня отнюдь не было уважительным. Но это история моей страны.
Вот, пожалуй, краткое предисловие к тому, о чем я хотела сегодня рассказать.




      Ведь в начале этого ноября было столетие революции 1917 года, и что для нашей страны это до сих пор болезненная историческая глава, в которой пришлось отметиться всем жившим в то время - всем по разному. И для кого-то это до сих пор незажившая боль, а для кого-то - повод для радости, так как революция им "дала всё", как говорила одна наша дальняя родственница.
Ну а кто-то воспринимает это как далекие-далекие полусказочные события, и важно, чтобы и эти люди тоже знали, что же тогда случилось в нашей стране, и как-то осмыслили это.






Сейчас в разных городах проходили и проходят выставки, инсталляции, концерты и прочие действа, посвященные тому периоду нашей истории, мне же довелось побывать в "эти самые дни" в Петербурге - "в том самом месте, где всё и началось".






Петербург сам по себе всегда прекрасен, да еще и к столетию революции там подошли основательно. В "Эрмитаже", например, устроили выставку "1917. Зимний дворец и Эрмитаж. История начиналась здесь".




      Наверное, многие слышали, что на Дворцовой площади был "Фестиваль света", и на "Авроре" тоже показывали световое шоу. Мне нравятся наши московские фестивали света, хотелось посмотреть и петербургский.
До "Авроры" мы не дошли (что-то меня и не тянуло туда, хотя было эффектно, судя по репортажам), а вот на Дворцовую добрались - в потоке жаждущих зрелища, а потом стояли в плотной толпе на самой площади. Я снимала, что смогла. Мы не стали лезть в самую гущу, поэтому виды вышли сбоку. Зато потом достаточно спокойно выбрались из толпы (и пошли в уютное кафе).




      Петербуржцы сделали на Дворцовой площади круговое изображение: сначала минут на 15 на полукружье фасада Генштаба разворачивалась историческая композиция, посвященная 100-летию событий 1917 года, затем зрители переключались на Зимний дворец, где еще минут 15 показывались световые композиции, посвященные Петербургу, конкурсантов "Фестиваля света" из 5 стран - России, Франции, Италии, Польши и, кажется Турции (не помню точно). И так всё повторялось сначала каждые полчаса, с 7 часов вечера до 11-ти, в течение 4 и 5 ноября.




Фотографий Генштаба у меня мало, потому что я попыталась записать хотя бы часть шоу на видео. Это, конечно, надо видеть в движении! Мне кажется, композиция вышла очень продуманная, сжато и лаконично, но ёмко и выразительно представившая события и атмосферу того времени. Хорошо, что удалось увидеть это вживую, впечатляет. Было много людей с детьми, и я думаю, интересно было всем, и детям тоже. Что замечательно.
Вот часть того, что получилось заснять (у меня немного не хватило места на карте памяти, начала нет и конец не поместился).




А вот так выглядел Зимний дворец в оживляющих его лучах.












Композиции сопровождались музыкой, и было очень приятно услышать любимую "Осень" ДДТ, "Золото на голубом" Гребенщикова, Розенбаума и других.
Немного видео.



      Я не знала раньше, что символом петербургского "пира во время чумы" стал спектакль "Маскарад", поставленный в Александринке в 1917 году Мейерхольдом (узнала, только сейчас). Это было показано и во время светового шоу на Генштабе (кто посмотрел моё видео - заметил, я думаю), и упомянуто в разных передачах о том времени. Мейерхольдовский спектакль был празднично-роскошным, с костюмами по эскизам известного художника Головина. Три года назад в Александринском театре этот спектакль к своему столетию был возобновлен, правда, в урезанном виде. И, видимо, совершенно инстинктивно еще в Москве, выбирая, в какой театр мне бы сходить в этот приезд, я взяла билет именно на "Маскарад" в Александринку.
 



В театре сделаны специальные витрины с афишами, посвященными именно этому спектаклю.






Да, можно понять, почему в те дни петербуржцы ломились на этот спектакль. Во время смутного времени отвлечься, глядя на феерическое, волшебное, но проникнутое всеобщей тревогой, напряжением, ожиданием чего-то зловещего и трагического театральное действо - это, видимо, идеально соответствовало настроениям интеллигенции того времени.
Очень интересно представлять, как этот спектакль смотрелся тогда.
Современные костюмы и занавес восстановлены в соответствии с головинскими прототипами.





Настоящие костюмы столетней давности удивительным образом сохранились и находятся в Головинском зале Музея русской драмы, располагающегося на 5 этаже Александринского театра. Туда можно попасть только перед спектаклем, поэтому стоит приходить к самому открытию театра, за час до спектакля. Конечно, я туда прибежала и Головинский зал, прежде всего костюмы к "Маскараду", посмотреть успела, но в музее 7 или 8 залов и богатая коллекция костюмов, просто сокровища, хочется прийти ещё.




Бальное платье Нины.


Спасибо Петербургу за такой оказавшийся для меня неожиданно праздничным и интересным экскурс в те нелегкие исторические события.

Я скучаю, по тебе, Петербург!




10 комментариев:

  1. Маша, какое шикарное световое шоу! Про революцию сказать можно много чего, но... В школьне годы отношение к ней было радостно-пафосным, как и у большинства советских школьников. Потом по мере взросления и осмысления все менялось. Видишь ли, лично меня революция как история семьи не коснулась. Т.к. мама из детдома, а по линии папы его отец (т.е. мой дед) тоже был беспризорником. Правда он такие истории рассказывал о своей семье.. но щас попробуй разбери что в них правда, что нет...
    А вот когда приехала к родственникам мужа на Урал, послушала эти рассказы, как шло разделение на красных и белых прямо внутри семьи...Ведь это ужас!
    Но! Надо об этом говорить, надо показывать документы, надо ну не то чтобы вести пропаганду, но просвещать население! А у нас сейчас все рассчитано .. ну не знаю на кого, на быдло что ли. Государство сознательно делает из народа быдло. Меня добил первый канал, 7 ноября вскользь упомянув о том, что сегодня в честь 100 летия революции некоторые граждане вышли на митинги... Как говорится, в наихудших традициях советской пропаганды. Печально, очнеь...
    Из приятного- рада, что тебе в очередной раз удалось съездить в Петербург! Я нынче два раза собиралась, но не получается:(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тань, в наших семейных историях еще так много и неизвестного, и болезненного, и до сих пор не пережитого до конца. А из этих малых историй складывается наша большая история. Мне всегда это было очень интересно, чувствую, что вот это - моё. И, конечно, об истории надо говорить - рассказывать, спорить, показывать противоположные позиции, учить думать самостоятельно, сопоставлять, искать дополнительные данные.
      Я ведь хотела стать историком-архивистом (да не пришлось). История не такая уж тихая и безобидная профессия - бывает, острее ядерных экспериментов.
      Мне так на душе тепло от того, что ты пишешь такие искренние комментарии, по которым видно, что тебя это всё трогает и тебе не всё равно. Спасибо тебе, Танюша, большое!!!
      Сама рада, что до Петербурга доехала. Ох, не без волнений: уезжала на уколах и таблетках с обострением грыжи, в Питере на прогулке застудила горло - лечилась; но всё поборола! Жаль, что уже сил не столько, чтобы, как в молодости, с утра до вечера бегать по питерским музеям, бродить по набережным, паркам и вдоль улиц, любоваться без перерыва волшебным городом. Но ничего, и так хорошо :)))
      Танюш, очень желаю тебе доехать! Уж тебе-то сам бог велел!

      Удалить
    2. Вот и я говорю: история страны складывается из миллионов историй людей...
      То, что копья ломаются- еще как верю! Я на днях с мужем так насчет Троцкого схлестнулась-до развода практически дело дошло. А уж если профессионалы возьмутся..ооо...
      Спасибо за пожелания доехать, но одну меня никто не пошлет, а нам троим лететь это.. в общем, это очень затратно, к сожалению:(
      Кстати, моя подруга с мужем все же слетали на Камчатку. Помнишь, я писала. Расстроены ужасно, говорят, что даже мы по сравнению с ними прекрасно живем (а они вообще в Нижневартовске). Природа шикарная, но такое запустение и нищета.. ужас... Говорит, что муж теперь задался целью своих родственников оттуда хотя вы к нам вывезти;)

      Удалить
    3. да, не дописала, отправился коммент
      Желаю тебе поменьше мучений со спиной! к сожалению, сама знаю что это такое и понимаю, что теперь из меня никакой пешеход, а так же посетитель музеев. Две минуты перед картиной и десять на лавочке для передыха:(((

      Удалить
    4. Не-не, не надо разводиться! ))) Да еще из-за Троцкого! Очень хочется узнать твоё мнение про фильм, но, пожалуй, не буду тут в комментариях спрашивать. Может, пост напишешь про свое восприятие? Думаю, вышло бы небезынтересное обсуждение. Я смотрела сериал с интересом, хоть и не без ужаса.
      Да, поездочки, конечно, недешевые нынче. Мы ведь тоже поехали на свои - у мужа была конференция (взнос, гостиница, билеты - всё сами).
      Про подругу твою помню очень хорошо. Здорово, что они долетели и очень обидно за то, что так мало средств вкладывают в развитие регионов. Да, страна большая, так ведь и богатств много! Как раз вчера в "Культуре" читала про провинциальную фабрику, выпускающую шахматы из дерева- единственную в России. У них дерево кончилось, а возле леса находятся! Потому что весь лес разобрали по новым тендерам те, то выгоднее его покупают, в том числе китайцы. Какого лешего, спрашивается, отдавать вес тот лес на сторону?
      Спасибо тебе за пожелание здоровья! Ничего, прорвёмся :))) Ты тоже держись, Танюша, спину береги!

      Удалить
    5. Маша, конечно напишу, когда про фильмы писать буду;) Только придется бить себя по рукам, чтобы было короче;))) Ужас-мягко сказано...

      Удалить
  2. Маш, какой изумительный спектакль! Вернее, про спектакль я ничего сказать не могу, я только про твои фото сценографии и костюмов. И как здорово, что Александринка сохранила и старые костюмы Головина и воссоздала их современные копии. Очень красиво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да спектакль очень интересный, но, как я поняла, сам оригинал был действительно потрясающий - вот там-то и было настоящее роскошество! Костюмы хочется рассматривать во всех подробностях, а времени на осмотр музея дается так мало... Александринке очень повезло сохранить такое богатство. На днях читала про наш Малый театр в дни революции: его захватили на 4 дня солдаты и обстреливали из него "Метрополь" (уж не говорю, что там было с помещениями), а когда уходили - разграбили коллекцию исторических костюмов Малого театра, потом передавали их родне, та являлась на службу в этих платьях, фраках и пр. Администрация театра пыталась вернуть обратно хоть что-то, но мало что удалось сделать... В советское время об этом умалчивали, оказывается.
      Так что Александринке повезло, что она не рядом с Зимним или с телеграфом... М-да.
      Спасибо тебе, Юлечка, что зашла ко мне, мне очень приятно!

      Удалить
  3. С удовольствием почитала-посмотрела! Я была там чуть раньше вас, в ночь на 4 ноября мы уже улетали домой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлия, спасибо, мне приятно! И я с удовольствием прочла все Ваши посты про петербургскую поездку. Жаль, что Вы не задержались еще на день, но Вам столько удалось посмотреть - просто замечательное путешествие, спасибо за рассказы!
      На самом деле наши с Вами пребывания там "наложились" друг на друга, только Вы приехали пораньше, а мы уехали на пару дней позже. Могли вполне где-то на Невском друг мимо друга пройти, тем более, что в кондитерские "Север" мы ходили каждый день ))) Ох, как же там всё вкусно!
      Желаю еще не раз приехать в Петербург!!!

      Удалить