.

.

среда, 5 июля 2017 г.

Лето. Сад. Лучшая в мире из оград.

      Лето продолжается. Успеть бы его распробовать как следует... Это я не о погоде - ну мокрая, ну прохладная - я не против, скорее даже "за". Просто слишком быстро стало пролетать время, по моему субъективному восприятию; наверное, я не совсем правильно распределяю своё время и силы.
      Что-то происходит, вспыхивает, оставляет след, этим впечатлением хочется поделиться, что-то отвлекает, и я опять обнаруживаю себя то по уши в хозяйственно-бытовых заботах, то уставшей до невозможности шевелить руками и соображать хоть немного творчески для того, чтобы что-то написать в блог. Впрочем, для того, чтобы осмыслить толком, что в моей жизни происходит хорошего, тоже. Ведь одно нередко помогает другому в моем случае.
      Ладно, так о лете. Я долго думала, о чем рассказать, накопилось-то ого-го сколько. Пожалуй, расскажу о самом приятном событии, с которого мне уже второй год везет лето начинать - с поездки в Петербург.
      Поездки эти были не слишком долгие (для Петербурга, где недели две - только-только) - в прошлом году было дней шесть или семь, в этом - восемь. И, конечно, многое зависит от погоды. Прошлогоднее 1 июня я встретила в Петергофе при совершенно летней теплыни +27, а в этом году всю питерскую неделю проходила в утепленной куртке (и периодически - шапке), поскольку была не только невысокая температура, но и сильные ветра с регулярным дождем. Но - где наша не пропадала, ведь нет плохой погоды - есть одежда не по сезону. А сезон - питерский июнь 2017, со всеми вытекающими. Несмотря на погоду, хочется зелени, свежести, и праздника для глаз. А это что? Правильно - это петербургские парки, и прежде всего Летний Сад - "...где лучшая в мире стоит из оград" ))))




       Прогуляемся? Летний Сад, по-моему, любят все, очно или заочно, все знают про "...и в Летний Сад гулять водил", и про "Летний Сад - мой кабинет...", так что откуда есть этот Сад пошел, думаю рассказывать не надо. Широкие аллеи, высокие старинные деревья, много античных статуй, белеющих среди деревьев. А вот давно ли вы там были? Знаете ли, что в Летнем Саду несколько лет назад была проведена реконструкция, и он стал выглядеть довольно непривычно.


Летний Сад  ДО реконструкции  (фото из интернета)


      Да, раньше, гуляя по Летнему Саду, можно было видеть сразу много скульптур - зелень была полупрозрачной, почти весь Сад охватывался одним взглядом, это выглядело очень изысканно, нежно, романтично, как будто белые фигуры парят среди зелени парка, а ты идешь среди этого поэтического тумана искусства и природы, и от этого аж покруживается голова (в юности у меня именно так и было;)) 


Летний Сад  ДО реконструкции  (фото из интернета)

      Примерно таким видел Летний Сад Пушкин и его современники, жившие 200 лет назад, таким его видели и люди, жившие 100 лет назад - Анна Ахматова, Александр Блок, а вот того Сада, каким его восстановили сейчас, эти люди не знали. Потому что Летний Сад сейчас восстановлен на ту эпоху, когда он создавался - на Петровские и пост-петровские времена.
Были проведены серьёзные изыскания, раскопки, восстановили несколько давно разрушенных фонтанов, павильонов, но кроме этого, все аллеи теперь обнесены штакетником и зелень образует боскеты, как это было принято в садовой моде 18 века.
      Вот посмотрите, что получилось.




Уже при входе вы видите, что справа и слева от аллей высажены изгороди из стриженых лип, огороженных зелеными деревянными конструкциями - и получаются зеленые коридоры.








      Очень непривычно мне было это увидеть в первый приход (после реставрации), не совсем привычно видеть и сейчас. Но у нас ведь довольно мало сохранилось парков в том стиле, что ж, посмотрим, что еще есть в Летнем Саду сейчас.
      В двух старинных павильонах сейчас вот такие кафе. (Знаю, что в Летнем Саду бывают праздники цветов, и возле павильонов выставляют тогда оригинальные цветочные композиции, но я на эти праздники пока не попадала). Что ж, посидеть там приятно.






      Рядом восстановлены так называемые "Зеленые кабинеты" - уединенные местечки, укрытые со всех сторон зеленью (лет 15 назад у нас на даче, кстати, тоже, с легкой руки моей мамы, появилась такая затея, они в последнее время снова стали популярны в садах - только в нашей "Зеленой комнате" решетка синяя :)))






     Аллеи сужаются, расходятся, пересекаются, на перекрестках журчат фонтаны, а статуи теперь стоят на фоне зеленых стен живой изгороди, а некоторые и вообще полу-утоплены в эти изгороди.














      Внутри одного из боскетов восстановлен "Птичий двор" с павильоном "Голубятня" и еще одним фонтаном на площадке перед ним. В "Голубятне" сейчас выставлены находки из раскопок, проводимых в Летнем Саду во время реконструкции.


(в коллаже здесь немного не совпадают деревья, но мне хотелось показать вид полностью)


      А сбоку от главных аллей, ближе к Лебяжьей канавке, сооружены вот такие конструкции-перголы, которые напоминают коридоры-перголы Верхнего парка Петергофа и нашего подмосковного Архангельского.


     За этими перголами, примыкая к Лебяжьей канавке и ограде со стороны набережной, располагается партерный сад.


      Но любимыми в Летнем Саду для меня остаются прежде всего скульптуры. Правда, сейчас мне их хочется уже по-другому фотографировать, в основном - снизу вверх. Может, всё-таки подсознательно хочется видеть белые силуэты на фоне ажурной зелени, а не на фоне ровной зеленой стенки, поэтому беру лишь верхнюю часть статуй?
     
"Нимфа Летнего Сада"

Знаменитая "Ночь"
(помните ахматовское: "Ноченька! В звездном покрывале, В траурных маках, с бессонной совой. Доченька! Как мы тебя укрывали Свежей садовой землей..." - строки о том, как во время войны, спасая статуи от бомбёжек, люди закапывали их тут же в Саду в землю)

"Нимфа воздуха"

 "Аллегория истины"

"Терпсихора"  (а правда, почему у неё такие непропорциональные пальцы?)

      Да, в Летнем Саду теперь стоят не оригиналы статуй, а их копии, оригиналы же отправлены в музей.


      Пройдемся еще немного по аллеям.





У этой статуи роскошная попа, мы с мужем оба каждый раз смотрим и не можем сдержаться, чтобы не восхититься вслух :))))  Но фотографию с тыла я размещать постеснялась.





      Вот и пора покидать Летний Сад, время на исходе, пора домой, хотя солнце еще не зашло - ведь это была пора накануне белых ночей. Можно пройтись по набережной и полюбоваться романтичной оградой Сада, сияющей в закатных лучах.




      Эта решетка на углу ограды - моё самое первое детское впечатление-воспоминание, самое первое, что я узнала о тогдашнем Ленинграде: папа подарил мне маленькую книжечку-календарик с изображениями ленинградских решеток, и вот этот ажурный "веер" был там изображен в самом начале. Получается, ограда Летнего Сада - мой "первый петербургский шаг".
      До следующей встречи, волшебный город...
      Желаю всем, кто дочитал до конца, вдохновенных прогулок, удовольствия от любой погоды и хорошего летнего настроения.






5 комментариев:

  1. Мария, спасибо! Я дочитала до конца с огромным удовольствием! Про реконструкцию ничего не знала, так что благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна! Мне приятно, что рассказ понравился. Да, после реконструкции так всё изменилось, впечатления совсем другие.

      Удалить
  2. Маш, спасибо за настроение. Мы в этом году сидим дома (и похоже, что все наши совместные путешествия закончились:( по причине возраста моих родителей, которые нельзя уже оставлять дома одних), так что очень рада вспомнить Летний Сад и питерские каникулы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сашенька, спасибо. Сочувствую тебе и хорошо понимаю, мои родители уже тоже почти подошли к такому рубежу. Пока еще ненадолго уехать могу и благодарна за каждую осуществившуюся возможность куда-то съездить. Рада, что передала тебе немного питерского настроения.
      Здоровья вам всем и настроения хорошего!

      Удалить
    2. Спасибо, Маша! Я тут перечитала прошлогодние свои "письма счастья" о наших путешествиях на каникулах и так грустно стало... Пытаюсь хоть на полдня теперь вырваться. Все познается в сравнении.

      Удалить