.

.

воскресенье, 13 ноября 2016 г.

Иван Айвазовский. Вокруг и внутри (о выставке и не только)

Это не только о выставке в Третьяковской галерее, хотя и о ней тоже.
Посмотреть выставку, послушать музыку, пообщаться с искусствоведами - всё вместе в один день и без очереди. Как это вышло.




О проходящей в Государственной Третьяковской галерее выставке "Иван Айвазовский....", наверное, слышали все - реклама её началась задолго до открытия в августе месяце этого года. Интересующиеся вопросом знают и о том, почему выставку ГТГ решила провести не в 2017 - собственно юбилейном году, а на год раньше, и о том, как в этот раз, после печальной давки на выставку Серова прошлой зимой (я писала о своем походе туда здесь), организована продажа билетов и проход на выставку (электронные билеты по времени и разные входы для обилеченных и для живой очереди) и т.д., и т.п. - не буду повторяться, рекламные ролики выставки и хоть какую-то информацию об этом не видел только совсем ленивый, т.к. пиар-компания событию устроена очень мощная и продуманная. В сети также много личных отзывов о посещении. Ну и подробное описание выстави на сайте ГТГ - Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения.


Только чем больше в СМИ говорили о выставке, тем больше меня всё это пугало, потому что пойти хотелось, но страшно было подумать, что придется пробираться через бушующее море желающих. Летом я была занята, в сентябре уезжала в отпуск, значит - осенью, а выставка до 20 ноября, и электронные билеты на сайте уловить очень трудно (а льготные вообще непонятно как!), и на улице возле Третьяковки очереди в дождь и холод. Да-а-а... всё это заставляло задуматься. Но мы, в конце концов, работники культуры или где? ))))) Прошли же мы на днях на выставку Рафаэля в Пушкинский (оказывается, по понедельникам туда с утра до поздней ночи пускают группы от организаций по предварительной записи - вот и с моей работы пошли все таким образом, без очереди, в оговоренное время). К сожалению, на Айвазовского у нас таких понедельничных походов не организовывали, да и мало кто хотел. Но решение я нашла.


В завершение выставки Третьяковская галерея организовала двухдневную международную конференцию, посвященную Айвазовскому "Иван Айвазовский. Взгляд из XXI века". На два дня вырваться, увы, не удалось, но на пятницу, 11 ноября нас начальство отпустило, и мы с коллегами втроем рванули на Крымский вал. Дело в том, что распечатанная программа конференции служила приглашением-пропуском, по которому можно было войти спокойно через служебный вход, послушать выступающих в конференц-зале, а потом войти на выставку. Мало того: в этот день вечером после конференции должно было состояться выступление Центрального концертного образцового оркестра имени Н.А. Римского-Корсакова Военно-морского флота России. Вот оно - счастье )))




В общем, майский день - именины сердца. Но всё хорошо не бывает: именно этот день природа выбрала, чтобы проверить любителей искусства (да и не только их) на прочность - весь выпавший за несколько дней снег, начавшийся накануне и не утихнувший ливень, образовавшуюся в результате под ногами непролазную кашу, присыпанную химикатами, с ледяной коркой под ней, да еще сильный ветер - всё это щедро было нам предоставлено в пятницу с утра. Вставала я, ругаясь на себя последними словами (из тех, что я могу произносить): самолеты не летают, аэропорты отменили рейсы, а этим любителям искусства приспичило переться на выставку в такую погоду, когда нормальный гражданин позвонит на работу, отпросится, устроится под пледом и уютно задремлет. Нет же, это не наш вариант!
Но стоять на улице ведь еще хуже.






Мы дошли-доползли-доплыли (я - в галошах ;) ), и прошли мимо очередей (господи, бедные люди), отстояли 20 минут в очереди гардероб (ну, как водится - номерков же свободных нет - естественное регулирование количества народу в залах) и устроились, наконец, в уютном конференц-зале на 3 этаже. Как же хорошо...
Как же хорошо выбраться проветрить мозги, послушать интересные и серьезные выступления специалистов по близкой тебе теме, обсудить это, по возможности, с единомышленниками на профессиональном уровне. Как будто вышла на свежий ветер и дышишь глубоко. (Почаще бы это делать).
На конференцию приехали специалисты из США, Великобритании, Армении и из российских музеев - прежде всего ГТГ и Русского музея. Анализ творчества художника - его приемов, его цветовой гаммы, истории его жизни, его окружения...
Интересно было послушать о том, как специалисты по PR рассказывали о плане, по которому шла и до сих пор идет работа по продвижению этой выставки. Началось всё еще, задолго, в феврале месяце, то есть потенциальную публику стали готовить заранее, причем, конечно, учитывали деление её на несколько групп: широкие массы; затем те, кто интересуется именно Айвазовским; ну и самая сложная группа - профессионалы. Сложная, поскольку, по словам выступавших, к Айвазовскому нередко относятся по-снобистски. Помните сюжет по ТВ о том, как директор ГТГ Зельфира Трегулова рассказывала о том, как она за последнее время, в ходе подготовки выставки, сама поменяла своё отношение к Айвазовскому? Вот отрывки из разных интервью З.Трегуловой:
"...Отношение к этому художнику неоднозначное. Понятно почему: этого добился рынок. После всех продаж, вдвое превышающих по количеству то, что написал Иван Константинович, он воспринимается как фактор рынка, а не важное имя в истории отечественного искусства. Мне показалось очень интересным определить место Айвазовского. Ведь он явный анахронизм. Поздний романтик. Творил под сильнейшим влиянием немецких романтиков, благо знал их."
"Одна из целей этой выставки - развенчать скептическое отношение к творчеству художника, вызванное его бытовой популярностью. "Мы бы хотели расставить все точки над "i" и позиционировать его творчество так, чтобы на выставку приходили в том числе те, кто относится к Айвазовскому спокойно, равнодушно или скептически.
...Мы пытаемся этими проектами заставить людей задуматься. Отказаться от клише и стереотипов, смотреть непредвзято."


Сотрудники ГТГ Лариса Бобкова и Анна Котляр рассказали о разработанной методике привлечения интереса, управления им и регулирования. Сколько материалов, каких и с какой частотой дается через ТВ, а сколько через соцсети - сейчас это важный канал привлечения посетителей не только в сам музей, но и на сайты музея и журнала, издаваемого ГТГ.
Издано два спецвыпуска журнала "Третьяковская галерея", посвященных Айвазовскому, на них тоже было обращено внимание на конференции, и один из них я купила.




Сейчас на сайте этого журнала вот здесь можно посмотреть анонс этих выпусков. Кто интересуется - рекомендую (стоит 300 р.).
Автор одной из публикаций - Дмитрий Алексеевич Лосев, директор издательского дома «Коктебель» (много лет выпускает книги о Крыме, в том числе ежегодника "Крымский Альбом", выходившего в конце 90-х-нач.2000-х (у меня дома есть почти все эти выпуски и некоторые другие книги, давно знаю это издательство и Д.Лосева) тоже принял участие в конференции. Кому интересно, почитайте о нем здесь.




На самом сайте Третьяковки - Государственная Третьяковская галерея с помощью баннера


Айвазовский крупным планом

попадаешь на проект "Айвазовский крупным планом", где можно рассмотреть некоторые картины в деталях - это интересно; проект был подготовлен несколькими сотрудниками ГТГ дополнительно к их основной работе, о чем тоже было рассказано на конференции.


Художественная студия ГТГ для детей, где не учат классической живописи, но учат видеть мир творчески подготовила фантазийный коллаж на "Айвазовские" темы, получилось забавно.




Под конец выступлений куратора выставки Айвазовского, зав.отделом живописи 2-й пол.XIX-нач.XX века Галину Сергеевну Чурак поздравили с днем рождения (позже во время выступления оркестра ВМФ ей торжественно вручили праздничный букет под музыкальное поздравление).




За выставку Третьяковке большое спасибо! Пусть кто-то высокомерно относится к работам Ивана Айвазовского, но я - я люблю море, я люблю Крым, Феодосию, где родился и жил художник, я с детства восхищаюсь тем, как он умел писать морскую воду, море в разных состояниях; мне на выставке было интересно, мне понравилось.


Ну конечно, внутри много народу, плюс ходят группы с экскурсоводом, а хочется простора, хочется отойти подальше, стоя перед большими работами; мне кажется, чуть-чуть стоило дать побольше места перед ними за счет уменьшения пространства перед работами камерными; но всё равно охват большой, работ много, я для себя открыла некоторые вещи, например, умение художника изобразить горный пейзаж - вид аула Гуниб в Дагестане (горная вершина в розовом рассвете среди тонущих в голубых предрассветных сумерках окрестностей) меня заворожил.
Фотографировать картины запрещено (предупреждение регулярно звучит в зале, но всё равно многие снимают и смотрительницы бегают туда-сюда за посетителями), поэтому фото картин здесь не будет, но общий вид выставки я всё же дам (картин не разглядеть, а атмосферу понять можно)






Это вид сквозь вуаль, которая висит вдоль пандуса, ведущего на антресоль - как будто сквозь дымку тумана. Надеюсь, эти фото не посчитают запрещенными (если да, то я их удалю).
На антресоли - документальные материалы (фото, письма, меню торжественных обедов и т.п.), портреты членов семьи, старинные навигационные приборы и модели кораблей).


Модели кораблей (сделанные уже современными мастерами) выставлены и в холле 3-го этажа.












И, наконец - музыка в честь живописца Главного Морского Штаба Его Императорского Величества!
Звучат М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков и другие композиторы.
Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ - для всех почитателей Великого Мариниста и его Моря.




Оркестр располагался в холле 2-го этажа, и все желающие посетители выставки могли послушать замечательную духовую музыку в течение целого часа.






(А какой у них дирижер! ))))))))))))))))))))
(Художественный руководитель и главный дирижер оркестра заслуженный артист России капитан 1 ранга Алексей Карабанов).


Немного видео:




Кстати, ближайший концерт этого оркестра "Сказания об океане" состоится 26 ноября в Большом Зале Консерватории, он также будет посвящен 200-летию со дня рождения великого художника-мариниста. А в конце декабря этого года у самого оркестра будет юбилейная дата - 75-летие.


Закончился этот выставочный день, выдохнули служители и охранники.




Ведь с пятницы по воскресенье выставка сейчас работает до 21 часа, а последние несколько дней будет работать аж до полуночи. Кстати, на эти продленные вечера на сайте ГТГ будут продаваться дополнительные билеты - час Икс в понедельник ровно в 12:00.


"Театральный разъезд" вечером трудного дня:




Пока мы общались с прекрасным, наступила зима, и мы все вышли во вьюгу и снежные заносы (и галоши уже не понадобились)  )))  День был прекрасным! Я с трудом дошла до дома на уставших ногах, зато хорошими впечатлениями переполнилась до отказа. Экая у меня светская жизнь этой осенью ))))



11 комментариев:

  1. Спасибо! Какой замечательный рассказ! Завидую, что удалось попасть на конференцию, представляю сколько интересного удалось услышать... А по выставке удалось походить? Напоминает у нас выставку Кандинского в Русском музее в бесплатный день, с трудом продвигаешься и фотографировать нельзя((
    Мы когда отдыхали в Крыму, ездили в Феодосию специально, чтобы попасть в музей Айвазовского. У мужа очень сильные детские воспоминания с ним связаны) И боялись очередей или что большое количество экспонатов забрали в Москву, но оказалось зря) Поток конечно был, но любоваться картинами не мешал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо! Я рада, что вытащила и себя, и коллег на конференцию, а то закисаешь на работе. Выставку, конечно, осмотрела всю внимательно, ходила "до упора". Ну да, толпы народу, приходиось ждать, пока группы отойдут, вскакивать в промежуток. )))
      В Феодосию я тоже много раз ездила, даже не могу точно сосчитать сколько, и в Галерее была несколько раз (1-й раз девочкой аж в 79-м году) - люблю её. Интересно, как в Феодосии будут отмечать летом юбилей Айвазовского?

      Удалить
    2. Учитывая как много он сделал для Феодосии, должны бы отметить с размахом. Но там особо никто планами не делился, все смотрители какие то сердитые и надутые сидели.

      Удалить
    3. Будем надеяться, что юбилей всё же проведут как следует. Да, Айвазовский за то, что столько сделал для своего города, заслуживает большого уважения. Вот пример для многих и многих обеспеченных людей.
      А насчет смотрительниц - ну, может, случайно так вышло, может, им там на собрании был какой разнос или зарплату задержали. Бывает.

      Удалить
  2. Маша, спасибо за рассказ. Я опять никуда не попадаю. Но зато мы Айвазовского рассматривали с Димкой в Русском музее в почти полном интиме)), сидя на бархатных скамеечках и всматриваясь в волну.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего, Саш, в жизни разные периоды бывают. А общаться с картинами почти наедине - самое то, что надо! Мы ж с тобой в Русском музее в начале лета почти параллельно были (в пару дней разница). Я вообще-то нередко сержусь, когда кто-то встает перед носом между тобой и картиной. Ну, что делать, Саш... Такие выставки тоже нужны, правда же?

      Удалить
    2. Нужны, особенно в связи с тем, что в последние (предыдущие)годы интерес публики угас к выставкам. А сейчас опять очереди, это радует. Но я эстет)), мне нужен интим)).

      Удалить
    3. Саш, а я вот не вижу, что угас. На Коровина несколько лет назад (на Крымский вал) сколько народу приходило - чудесная была выставка; на Тернера в Пушкинском тоже лет 6 назад зимой в мороз -15 я 1,5 часа стояла (толкотня была, всё впечатление испортили). Лет 10 назад на выставку из музея Орсэ (в ГТГ) я вообще не попала - очередь тоже была часа на 2,5-3. В общем, на серьезные выставки народ как ходил, так и ходит с большим энтузиазмом (никаким стоянием не испугать, прям ужас, ждешь, что хоть в мороз будет народу мало - ан нет - все приходят, ожидая того же ))))
      А интим - ну да... Мне тоже нужен ))) Я вспоминаю времена своего студенчества (80-е); отучишься в 1-ю смену - и в Пушкинский на выставку какого-нибудь Клода Моне, а будний день, все на работе, и стоишь хоть полчаса перед картиной, медитируешь блаженно, и никто перед носом не проходит... Миновали те времена.

      Удалить
  3. Спасибо,что написала про выставку, прочитала с удовольствием. Люблю Айвазовского , здорово,что к нему такой интерес :) !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Inna, спасибо, мне приятно, значит, не зря писала )))

      Удалить
  4. Спасибо,что написала про выставку, прочитала с удовольствием. Люблю Айвазовского , здорово,что к нему такой интерес :) !

    ОтветитьУдалить