.

.

вторник, 30 октября 2018 г.

Мы навсегда

Осень всё-таки - время грустноватое. Для меня. И я не одинока, конечно. И нового ничего тут не открою. Хотя в этом году нам в нашем регионе повезло - долгая золотая осень, непривычно тёплая для октября погода, синее небо с мягким солнышком, возможность пошуршать разноцветными листьями на траве, а потом посидеть на скамейке - полюбоваться природой, не боясь подмерзнуть. Всё так. И всё же...
Осенью всё равно ощущение прощания. Ухода чего-то навсегда, непонимания, куда оно уходит и почему уже не вернется - вот именно это, вот такое, вот то, что сейчас. Ведь оно только что было - и улетает с ветки золотым листом, падая, падая неизменно вниз, где вскоре намокнет и скроется под снегом навсегда.

Давно пытаюсь относиться к изменениям в природе и в жизни хотя бы немного так, как относятся на востоке - в Японии, в Китае. Философски, с пониманием, что в этом смысл, ценность, закон жизни. Но это трудно.

И всё равно грустно. Особенно, когда понимаешь, что так уходят и люди - навсегда, насовсем, все. Как относиться к этому мудро?

Вспоминаю небольшую выставку, которую я увидела в этом году в петербургском Пассаже на Невском. Старинные фотографии людей, живших сто лет назад - негативы случайно нашли, когда вскрывали полы в Пассаже при ремонте. Как туда попали эти снимки, кто на них изображен - неизвестно, остается только догадываться. Небольшая выставка под названием "Мы навсегда".


Разные лица, каждое - со своей историей, отражающейся в их глазах, историей, которую можно вообразить. Тексты под фотографиями, конечно, условные - но какие щемящие слова. Перед многими замираешь, перед некоторыми даже хочется заплакать - узнаешь истории своих родных, знакомых - тех, которые тоже уже ушли. Как и мы уйдем. Как уходит всё.

Потом я зашла в Пассаж еще раз и отсняла выставку более тщательно на смартфон - но даже эти фотографии исчезли - стерлись из памяти смартфона. Канули туда же, кудауходит всё. Осталось только несколько фотографий, снятых наскоро фотоаппаратом.

Хочется поделиться ими. И их историями. Кому что будет близко из них?
Заранее прошу простить за не слишком хорошее качество.
 
Эффект при просмотре (случайный, или так и задуманный?) - смотришь на лица на фотографиях и видишь за их лицами себя. Странное ощущение.

Станем ли мы все, кто живет сейчас, затертыми именами, вспомнят ли наши лица через сто лет, двести лет? И что смогут увидеть в наших глазах?
Не могу забыть эту выставку. Те, кто её придумал и сделал - я не знаю вас, но спасибо вам. Мы думаем и чувствуем с вами одинаково. И это, наверное, и есть самое важное.

10 комментариев:

  1. Грустно... Когда я задумываюсь на тему быстротечности жизни и ухода, то всегда приходят на ум строчки Владимира Семеновича И все же конец мой еще не конец, конец - это чье-то начало(с)

    Это мудро... и это, Мария, утешительно... Выставка с фотографиями благородный поступок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга, очень хочется верить, что за нами будет еще много начал. И согласна с Вами - это правда утешает. Так устроена жизнь...
      Люди, сделавшие такую выставку, большие молодцы, уважаю их за то, что не прошли мимо найденных негативов, да еще сделали экспозицию так пронзительно.

      Удалить
  2. Маш, эта щемящая грусть осенью для меня всегда и синоним нового начала, отсчета, что ли. В последнее время очень помог с осознанием муж, ведь, какой смысл грустить, если мы еще здесь. И нужно ценить каждый миг, проживать его сполна, и если хочется погрустить - отдаться этому чувству, но не дать поглотить себя.
    И какая интересная, необычная выставка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Леночка, а у меня так и так получается новый отсчет, так как в октябре у меня день рождения, и в эти дни тем более остро переживается всё, что связано со сменой времён, с изменениями в жизни, с уходом, потерями. Мне тоже муж помогает не уходить в это с головой - без него грешила излишествами в этом занятии )))
      Выставка эта меня не отпускает до сих пор, казалось бы - пара десятков фотографий, но вот так их прочувствовать и рассказать их историю... Да, очень тонко чувствующие люди - те, что её сделали.

      Удалить
    2. тогда более понятно твое состояние... у меня то же самое в феврале происходит, но много семейных праздников это быстро затмевает.
      Обнимаю тебя тепло :) Пусть это чуточку скрасит серые грустные мысли...

      Удалить
    3. Леночка, спасибо тебе, дорогая! И я тебя обнимаю, уютной тебе осени!

      Удалить
  3. Прекрасная выставка, Маша! Ох как я люблю, когда так все делают... Про грустное не буду, боюсь погрязнуть в этой пучине;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Тань! Да, так душевно и тонко сделали,молодцы!
      В пучине грустного - нет-нет, не будем вязнуть. Все случается в жизни, как ни печально, но будем тянуть себя за волосы, за ушки изо всех сил )))
      И ещё раз тебе спасибо, что прислала мне поздравление в день рождения!

      Удалить
  4. Боже мой, какая замечательная выставка! Как же я люблю такое!Каждая вещь, каждая деталь, за всем этим живые люди, своя история. Фото прекрасные. Спасибо Вам за этот маленький репортаж))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, казалось бы, просто фотография, но за каждой - целая жизнь, причем часто такая трагичная. Лица времени... Спасибо большое за комплимент, я рада, что было интересно!

      Удалить